Тезисы Председателя Издательского совета Русской Православной Церкви Московского Патриархата митрополита Калужского и Боровского Климента

С большим удовольствием приветствую всех вас сегодня и поздравляю с открытием первых Дней православной книги в Южноамериканской епархии!  День православной книги установлен Священным Синодом Русской Православной...

С большим удовольствием приветствую всех вас сегодня и поздравляю с открытием первых Дней православной книги в Южноамериканской епархии! 


День православной книги установлен Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2009 году и за прошедшее десятилетие стал настоящим праздником книжной культуры, чтения и живого слова не только в России, но и во многих странах, где несет свое служение Русская Православная Церковь. В рамках программы мероприятий Дня православной книги традиционно проходят книжные выставки, конференции, мастер-классы и круглые столы, посвященные истории книги и литературе, встречи с писателями и множество

  других мероприятий, посвященных развитию чтения и популяризации книжной культуры в обществе. Особенно важно проведение мероприятий, направленных на работу с молодежью, вовлечению детей и подростков в пространство книжного слова. 


Очень радостно, что Преосвященный владыка Леонид с самых первых дней своего служения в Южноамериканской епархии принял решение о подготовке и проведении просветительской программы, посвященной празднованию Дня православной книги. 


Мы часто связываем культурную самобытность нашего народа с великой русской литературой. Именно в произведениях русских писателей наиболее ярко отражены ключевые основы русского духа – милосердие, готовность к самопожертвованию, как ради близких, так и ради Отчизны, великодушие, незлобивость, огромная сила духа и смирение. Эти нравственные черты образа русского человека, несомненно, сформировались под влиянием духовной силы Православия. Православная вера служила на протяжении столетий духовной основой, базисом развития отечественной культуры. Именно в евангельских строках черпали вдохновение и мудрость большинство русских писателей-классиков, а также многие прославленные ученые и естествоиспытатели. 


К сожалению, у современного читателя имена таких духовных писателей, как святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий Брянчанинов, святитель Иннокентий Вениаминов не ассоциируются с понятием о русской классической литературе. Хотя эти авторы внесли неоценимый вклад в сокровищницу русской словесности и во всем православном мире считаются признанными классиками духовной литературы.  


Русская классическая литература воспитана на основах Православия, она несет в себе свет евангельских заповедей. В диалоге с Православием происходило становление многих писателей и литературных критиков. Как

  справедливо считал Иван Ильин, наша литература «вместила в себя глубочайшие идеи русской религиозности, и сама стала органом национального самосознания». 


В нашей литературе звучат темы борьбы добра и зла, поиска Бога, размышления о человеческой душе, пороках и страстях общества. Религиозное начало проступает в одах Ломоносова и Державина.  


Одним из наиболее известных во всем мире русских писателей, несомненно, является Федор Михайлович Достоевский, 200-летний юбилей которого мы празднуем в этом году. Именно на основе его произведений складывается представление о русской литературе. Однако в центре «вселенной» литературного наследия Федора Михайловича пребывает именно Евангелие, которое он многократно прочитал, находясь в сибирской ссылке. Все герои Достоевского стоят перед проблемой нравственного выбора между добром и

  злом. На протяжении всей жизни Достоевский ощущал присутствие Христа в земном человеческом существовании, и понимал, что лишь это присутствие наполняет смыслом и возводит жизнь человека к его небесной цели-итогу. «Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен, - писал в одном из писем Достоевский, - в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть». 


Мы знаем, что богоискательство характерно также для русских писателей и в XX столетии, занимавшихся литературным творчеством, как в России, так и за рубежом. Официальная пропаганда в Советской России не могла загасить жажды духовного поиска, и многие авторы в своих трудах тем или иным образам затрагивали тему евангельских заповедей, которые служат как бы ключом к разгадке тайны русского духа. Целое направление писателей-почвенников, зародившееся еще во второй половине XIX века и вновь ставшее ключевым в XX веке, направило все силы своего творчества на утверждение необходимости обратиться к традиции и духу простого народа, который, несмотря на все испытания, продолжал сохранять в своей жизни, в своей простоте и искренности дыхание Святой Руси. 


Однако наше время несет еще более серьезные испытания. И если XX век принес разделение между духовной традицией и отечественной культурой, то век XXI стремится отделить человека от его национальной и культурной идентичности и утопить его в океане глобальной постмодернистской псевдо-культуры и псевдо-нравственности. Особенно этому подвержены представители молодого поколения, которые увлекаясь техническими достижениями прогресса, переносят это и на сферу культурного и духовного

  развития. Однако духовное возрастание возможно только при внимательном изучении опыта предшествующих поколений, только созидание, а не отрицание способно укрепить неопытные сердца. Укрепление нравственных устоев общества, сохранение духовной традиции и объединение усилий Церкви и сообщества деятелей науки и культуры – вот те шаги, которые крайне необходимы для противостояния разрушительному воздействию глобалистских тенденций современного общества. 


Одним из шагов, которые предпринимает Русская Православная Церковь в этом направлении, является учреждение Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. С 2009 года по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началась подготовка к проведению премии и в 2011 году первая премия была вручена выдающемуся писателю Владимиру Николаевичу Крупину. В этом

  году премия будет вручаться уже в одиннадцатый раз, и мы видим, что интерес к этому событию в литературном мире с каждым годом все больше возрастает. Задача премии – поддержать писателей, которые в своем литературном творчестве значительное внимание уделяют укреплению нравственных устоев общества и сохранению духовной традиции отечественной культуры. Писатель, который трудится в творческом пространстве русской истории и культуры, и при этом внимательно относится к их духовным истокам, заслуживает поддержки всего общества, поскольку своим творчеством он способствует укреплению основ общественного единства на основе евангельской заповеди любви. 


Патриаршая литературная премия уникальна еще и тем, что Издательский совет Русской Православной Церкви прикладывает значительные усилия для популяризации премии и проведения как можно большего числа творческих встреч писателей лауреатов и номинантов премии с читателями. Это происходит на выставках, телепередачах, различных мероприятиях, благодаря чему писатели оказываются вовлечены в постоянную общественную деятельность, направленную на укрепление нравственных и духовных ценностей в обществе. И в то же время это способствует их постоянному общению с читателем. Мне очень приятно, что сегодня в нашей встрече участвует замечательный писатель, поэтесса, лауреат Патриаршей литературной премии Олеся Александровна Николаева.

  С ее творчеством знакомы читатели далеко за пределами России, уверен, что и в Южной Америке с большим интересом отнесутся к ее произведениям, которые обладают нравственной точностью, совершенством художественной формы и несут в себе силу православной веры. 


Хотелось бы пожелать всем участникам мероприятий Дней православной книги в Южноамериканской епархии открыть для себя новые грани русской литературной традиции, познакомиться с замечательными книгами и приобрести духовную пользу. Также всех вас поздравляю с началом Великого поста и желаю духовного преуспеяния, подлинного очищения сердца и укрепления веры во всемогущий Промысл Божий на этом поприще.  

Фото и видео


Публикации

Изучение Священной истории Ветхого и Нового Завета, чтение вслух на церковно-славянском языке 

Вероучительная дисциплина введена в расписание занятий для подростковой, молодежной и взрослой групп ВШ Никольского храма с.Бокино, изучается в течение учебного года. ...